WINTER SALE! Скидки до 50% на множество товаров! Дополнительные скидки на сорочки и трикотаж. Подробнее

Блог Albione

Улыбаемся и машем. Как вписаться в новый коллектив?

13 Августа 2015

Зачем нравиться коллегам? Ну, во-первых, приятно приходить каждое утро в место, где к тебе относятся хорошо. Во-вторых, это способствует росту производительности, улучшению общего морального климата и, возможно, наступлению мира во всем мире. Учтите это, даже если вы убежденный самодостаточный нонконформист, считающий, что не вы должны нравиться, а окружающим вменяется искать вашего расположения. Главное — не перестараться.

Меж двух огней

Все многообразие корпоративной жизни располагается между двумя полюсами, на одном из которых — полнейшая скованность и определенность, а на другом абсолютная свобода. Из всех классификаций мы хотели бы обратить ваше внимание на два типа коллективов.

Консервативный

Консервативный коллектив ждет вас, если вы собрались работать в очень-очень серьезной организации: в больнице, силовом ведомстве, в банке, в любой крупной компании, где важно быстрое и скоординированное взаимодействие людей и подразделений. Здесь вы в первую очередь — функция, и только в свободное от выполнения профессиональной деятельности — человек, причем не самый яркий. Жесткая иерархия, четкое распределение обязанностей и полномочий не способствуют самовыражению и творчеству. В наивысших своих проявлениях консервативный коллектив являет собой бюрократический ад, где даже посещения туалетов строго регламентированы. Нет, это не шутка, такие правила и в самом деле действуют во многих компаниях.

Начиная работу в консервативном коллективе, сохраняйте спокойствие и делайте то же, что и остальные — притворяйтесь роботом. Постепенно коллеги привыкнут к вашему присутствию и проявят некоторые человеческие качества, что значительно облегчит жизнь.

Творческий

После описания консервативного коллектива название «творческий» кажется сулящим радость и веселье, но не спешите ликовать. Если консервативный коллектив строится как антигуманная машина, в творческом человечность бьет через край. И зачастую проявляется не в самых приятных формах. Человеческое — это не только любовь и сочувствие, но и куда менее приятные эмоции. Жесткий регламент консервативного коллектива не только подавляет вас, но еще и защищает от коллег. Здесь этой защиты нет.

Что делать? Старайтесь уловить дух компании, ее пульс, почувствовать общее настроение, влиться в него. Или просто делайте, что должны и ждите, пока общий поток вас подхватит. Возможно, этого никогда не произойдет. Ничего не поделаешь, у свободы свои недостатки.

Но все-таки, как!

Это общие рассуждения, но каковы реальные стратегии? Описанная выше пара противоположностей «шестеренка машины — индивидуальность» поможет нам разобраться и в этом. Каждый из нас индивидуальность, но где-то в глубине у всех живет и приспособленец. Обе эти части необходимы для построения отношений с коллегами, главное, чтобы они проявлялись уместно.

Вникайте

Кроме писанных правил, с которыми вас скорее всего познакомят при найме, есть также неписанные: манера одеваться, состояние рабочего места, использование или отказ от профессионального сленга. Постарайтесь понять, что вызовет в ваших сослуживцах отторжение, а что наоборот будет их радовать.

Не пытайтесь сразу стать своим

Казалось бы, очевидно, что набиваться в друзья случайному прохожему не стоит. Но новички в трудовых коллективах часто совершают эту ошибку. Вы приходите к совершенно незнакомым людям, у которых отношения складывались долго и постепенно. Моментально стать частью этих отношений, даже не попытавшись в них вникнуть, невозможно. А вот заставить людей от себя шарахаться, с порога изображая душу коллектива, можно.

Просите помощи

Взаимодействие с коллективом, как правило, начинается с того, что вам приходится знакомиться с положением дел в вашей сфере. И кое-что неизбежно окажется непонятным. Придется просить помощи, и это будет маленькое испытание, на основании которого о вас начнут делать выводы. С первых шагов проявляйте самостоятельность. Не просите людей сделать что-то за вас или показать, как что-то делается. Просите объяснить. Иначе вас сразу же воспримут, как человека, который создает, а не решает проблемы.

Предоставляйте действительно нужную помощь

Вас приняли на работу потому, что вы специалист. Это значит, что вы скорее всего знаете то, чего не знают другие сотрудники. Но постарайтесь не выпячивать эти качества. Каждый раз, когда вы что-то объясняете коллегам, ваш статус в коллективе на толику вырастает. Это хорошо, но не следует превращать этот рост в самоцель. Самая бросающаяся в глаза ошибка такого рода — выход за пределы собственной компетентности. Когда дизайнер начинает объяснять копирайтеру основы словоупотребления, его тыкают носом в словари и справочники. Багаж знаний при этом, несомненно, растет, а вот репутация падает. Да и ощущения не самые приятные.

Даже если вы действуете в рамках собственной компетенции, старайтесь объяснять так, чтобы это не было болезненно. Если кто-то делает что-то на ваш взгляд неправильно, спросите его для начала, почему он поступает именно так. Возможно, на это есть причины. Заносчивых всезнаек никто не любит.

Не избегайте неприятного

Есть в русском языке пословица «нанялся — продался». По сути она означает, что вы делегируете другим людям право распоряжаться собой. Более того, редок коллектив, где скучную и неприятную работу не любят сваливать на новичков. Не отлынивайте — протестовать против этой мягкой формы дедовщины бессмысленно. Вообще не ищите неприятностей, но и не избегайте их. Встречайте проблемы мужественно.

Если все уже плохо

Если вы уже стали изгоем, можно, конечно, сменить работу. Но где гарантии, что на новом месте вы не повторите старых ошибок? Прежде чем предпринимать решительные действия, нужно пройти путь рефлексии и анализа, причем, лучше всего, если вам помогут другие люди, способные смотреть на ситуацию не вовлечено, со стороны. Возможно, такими людьми окажутся друзья и родные. Не исключено, что помогут психолог-консультант или тренинг.

Главное, что следует помнить о поведении в трудовом коллективе — ваши коммуникативные навыки на работе не существуют в отрыве от остальной жизни. Привычки и убеждения, приобретенные еще в детстве, могут как мешать, так и помогать вам. Очень важно понять, что вам дается хорошо, а что — плохо и почему, какие ошибки вы склонны совершать. Не только для карьеры, но и для жизни в целом. Совершенствуйтесь!

О блоге

Добро пожаловать в лайфстайл-блог ALBIONE. Мы пишем о мужском стиле, карьере, стиле жизни и здоровье.

Рубрики