История простых вещей: футболка
24 Июня 2015
Наверное, в шкафу каждого мужчины есть футболки — две, три, пять, десять. Футболка стала таким привычным предметом одежды, что вряд ли кто-то задумывается, откуда она появилась и почему стала такой популярной. Тем не менее у этой простой вещи довольно интересная история.
Вначале было белье
Традиционно считается, что футболка отметила свой вековой юбилей в 2013 году: мол появился этот предмет гардероба в 1913-м, когда его стали носить в качестве белья американские моряки. Однако эта незамысловатая вещь, к которой мы все так привыкли, имеет более насыщенную событиями и солидную историю. Если копнуть глубже, то можно узнать, что ее прототип появился еще в XIX веке.
На самом деле все началось с комбинезона из красной фланели, который носили рабочие из той же Америки. Запатентован этот комбинезон был в Нью-Йорке в 1868 году и также относился к нижнему белью. Он прекрасно справлялся со своей главной задачей: хорошо согревал в холод. Но стоило наступать жаре, так он превращался в настоящую душегубку. Неудивительно, что прежде неразлучные низ и верх были разъединены и постепенно стали жить самостоятельной жизнью. Так не только появился предвестник современной футболки — сами того не ведая, абсолютно непреднамеренно смекалистые американцы сотворили еще и такую вещь, как кальсоны.
Но вернемся к нашим «тишоткам»: в 1904 году компания Cooper Underwear стала активно рекламировать вид нижнего белья надеваемого через голову. Согласно рекламной концепции, данный предмет интимного гардероба предназначался для холостяков: его слоган звучал так: «Ни булавок, ни пуговиц — никаких иголок и никаких ниток!» Другими словами, посыл был таков: мы создали для вас вещь, у которой не оторвется пуговица и не сломается застежка — вам не придется ничего пришивать и вещь эта не знает сносу.
С войны на гражданку
И вот, наконец, почти через десять лет футболка затесалась в военно-морской флот США: она была очень удобна: приятно прилегала к телу, легко стиралась и быстро сохла. Носилась она, по-прежнему, как нижнее белье и надевалась под военную форму моряков. Чуть позже все главные прелести футболки оценили солдаты Первой мировой войны, а затем, в период между двумя войнами, полюбили фермеры и фабричные рабочие, шахтеры и горняки. Ее популяризации способствовало и бурное развитие трикотажного производства. Оно, хоть и возникло еще в конце 18 века, но масштабным стало именно в начале 20-го. В это время не только американцы, но и европейцы смекнули, что трикотажное производство более выгодное, чем ткацкое. А тонкий трикотаж идеально подходил для пошива облегающих тело «T-образных рубашек».
В 1920 году слово “T-shirt” («Т-образная рубашка») было зафиксировано в словаре. Кстати, первым человеком, употребившим его на письме стал американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд: он использовал его в романе «По ту сторону рая».
В 1940-х годах футболка стала привычной одеждой для учащихся высших учебных заведений США, однако более старшим поколением воспринималась по-прежнему как нижнее белье. Ситуация значительно изменилась по окончании Второй мировой войны, когда солдаты, вернувшись с фронта, ввели футболки в своей повседневный гардероб. Но по-настоящему переломный момент произошел в 1951-м — на телеэкраны вышел фильм «Трамвай “Желание”», в котором герой Марлона Брандо появился в обтягивающей белой футболке. Актер тут же сразил наповал женщин, а футболка — мужчин по всему миру. С тех пор началась новая эра в ее истории.
Как появились принты
Следующей вехой этой славной истории стал 1955 год: его принято считать годом популяризации футболок с принтами. Компания из Майами Tropic Togs купила у Disney эксклюзивные права на использование изображений Микки Мауса и его друзей на футболках, которые тут же стали разлетаться немыслимыми тиражами. Бум принтованной одежды усилился в 60-х годах, когда стали выходить футболки с изображениями символики рок-групп: например, эмблемы Rollins Stones (ярко-красные губы с высунутым языком), призмы с обложки альбома The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd и т. п. Идею быстро подхватили хиппи, различные социальные и политические пропагандисты: в 1967 году стали выпускаться футболки с изображением Статуи Свободы, загрязненных легких и т. д.
В 1977 году появился, пожалуй, один из самых знаменитых футболочных принтов: в рамках маркетинговой кампании штата Нью-Йорк дизайнер рекламного агентства Wells Rich Greene Милтон Глейзер разработал надпись I Love N.Y., где слово “love” было заменено большим красным сердцем. Эта надпись стала практически канонической, пользуется популярностью и по сей день, порождая множество подражаний.
И снова Майами
Популярность футболок все росла и росла: с ними составляли разные сочетания, но чаще всего они комплектовались с джинсами и шортами. Настоящая же революция в мужской моде произошла в 1984 году с выходом сериала «Полиция Майами», где герой Дона Джонсона Сонни Крокетт щеголяли в футболке, надетой с... жакетом, да еще с закатанными рукавами. Компанию им составляли белые льняные брюки и мокасины на босу ногу. Такое сочетание стало настоящей сенсацией, а стиль «футболка под пиджаком» надолго водрузился на Олимп мужской моды.
Сейчас сложно представить более простой и в то же время более популярный предмет одежды, чем футболка. Футболки носят зимой и летом, в них занимаются спортом и ездят отдыхать, в них ходят юные и пожилые, их надевают с джинсами и брюками, они солируют в ансамбле или красуются под кожаными куртками. Футболки могут стоить сущие копейки, и их ценник может доходить до нескольких тысяч евро. Пройдя такую длинную историю и не утратив своей универсальности, футболка по праву заслужила то внимание, которое ей уделяют не только заурядные производители, но и дизайнеры и модельеры с мировым именем.
О блоге
Добро пожаловать в лайфстайл-блог ALBIONE. Мы пишем о мужском стиле, карьере, стиле жизни и здоровье.